Май выдался особенно жарким в плане занятий по проекту «Включись в иную жизнь» — «Мир темноты» прошли 4 группы старших школьников города.
Участники погружались в мир людей с ослабленным зрением или совсем невидящих. На целых 1,5 часа они оставались в темноте и при общении друг с другом учились пользоваться своими тактильными, слуховыми и обонятельными навыками.
Задания были разными:
1. Начальная стадия: погрузиться в темноту, почувствовать ее, научиться двигаться в ней, используя руки как «буфер» для защиты собственного тела. Также было важно научиться «видеть», различать оттенки темноты.
2. Упражнения на ориентацию в пространстве: «ноги, руки, слух – вот мои глаза».
3. Участники учились определять предметы на ощупь: материал, из которого они изготовлены, для чего этот предмет создан и даже его цвет.
4. Поговорили и проверили состояние вестибулярного аппарата при потере зрения – стояли на одной ноге.
5. Удостоверились, что слух для слепого человека – один из основных органов восприятия окружающего мира. «Ловили хлопок», обсудили наши ощущения при одновременном разговоре многих людей – учились выделять нужный нам голос среди говоривших.
6. Поговорили о хобби для слепых: все ли виды деятельности им доступны, если нет, то какие необходимы условия. Пробовали рисовать и определить цвет фломастера по его запаху, структуре письма и просто полагаясь на собственные опыт и ощущения.
7. Также не забыли проверить наши тактильные ощущения – учились распознавать человека, прикоснувшись к его плечу или кисти.
И, конечно, после того, как мы вышли из «темноты», мы обсудили свои ощущения. Рефлексия ребят была разной, но сходились они в одном: «Было страшно, особенно в первое время», «Было тяжело делать обычные дела не используя глаза», «Сначала было смешно, но когда начал ничего не понимать, то пришлось больше сосредоточиться и было не до смеха».
Участники модуля познакомились со средствами реабилитации слепых людей: трость, шрифт Брайля. Научились правильному ведению и сопровождению слепого человека. Обсудили правила общения с такой категорией инвалидов.
Ребята также для себя сделали вывод, что жить в «темноте» тяжело, но если рядом понимающие люди, становится немного легче.